КАНЦОНА


КАНЦОНА
(итал. Canzone, Canzonetta, фр. Chanson [произн. шансон.] "песня") – 1) в 15–16-м веке так назывались преимущественно светские пьесы для многоголосного пения, фактура которых была несложна и приближалась к народной песне; таким образом различались Canzoni Napoletane, Siciliane, Prancese и пр. В Германии подобные композиции назывались тогда "frische teutsche Liedlein", "Gassenhawerlin" и пр. К категории к. принадлежат также Villota и Villanella (См.), но только стиль последних был еще проще (нота против ноты с слабым движением в средних голосах, – скорее гармонический стиль). Художественная обработка Chanson, – в форме, которая и для нашего времени могла бы еще представить интерес, – восходит к началу 15-го века (Дёнстэпль, Лантанс, Беншуа, Дюфэ); Chanson того времени преимущественно 3-голосная, часто с различным текстом в каждом голосе, на подобие старинных мотетов. Срв. Rondellus. Из всех произведений эпохи строго-полифонного стиля, сочинения этого рода наиболее близки современному вкусу, так как они отчетливо расчленены и составлены из периодовидных образований, которые соответствуют строфам, составленным преимущественно из коротких строчек. Франкон (около 1225) при перечислении художественных форм своего времени, уже упоминает прежде всего о Chanson (которую он назыв. Cantilena), а живший на 100 лет раньше его Иоанн де Мурис (Normannus) рассказывает, что в его время просто написанные Cantilenae пользовались большими симпатиями; это первые сообщения о к. Корень к. лежит в народной песне (танцевальной песне); возможно, что уже песни трубадуров (См.) содействовали облагорожению не только текста, но и мелодий. Тенор наиболее старинных chansons представляет собой часто простую мелодию с ровным, простым ритмом, к которой остальные голоса образуют искусные контрапункты. В Италии вплоть до 16-го века стиль танцевальной песни отличался первобытностью, чтобы не сказать грубостью. Срв. Frottola. В настоящее время французские chansons и итальянские канцонетты пишутся снова больше для одного голоса (с инструментальным сопровождением); но характер их остался прежний. Свежая, соответствующая национальному характеру, ритмика выгодно отличает их от слащавого Romance. Новейшая, облагороженная художественная песня называется иногда и во Франции немецким словом lied, множеств. lieder; тогда как в России для такого рода произведений получило право гражданства французское слово романс, (См.). – 2) В инструмент. музыке название к. встречается впервые у обоих Габриели [cм.] ("Canzoni alla francese per l'organo" 1571), следовательно является уже подражанием вокальным сочинениям (это заметно еще на органных к-х Себ. Баха); однако вскоре название это переносится и на композиции для нескольких инструментов (скрипки и пр.) и становится затем вполне однозначащим с сонатой. Срв. Инструментальная музыка и Соната. В новейшей инструментальной музыке также можно встретить названия к. и канцонетта; здесь они имеют значение "песен без слов".

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Синонимы:

Смотреть что такое "КАНЦОНА" в других словарях:

  • Канцона — (окс. canso, итал. canzona, буквально  песня), лирическое любовное стихотворение, первоначально куртуазная песня, наиболее распространённый[1] и универсальный[2] жанр в поэзии …   Википедия

  • КАНЦОНА — (ит. canzona). Особый род лиро эпических произведений, изобретенный провансальскими поэтами в XIII в. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАНЦОНА исп. Песня, тоже, что кансиона. Объяснение 25000… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Канцона — буквально «песня», лирическая форма средневековой поэзии, возникшая первоначально в феодально рыцарской лирике Прованса, откуда она была усвоена французскими и итальянскими подражателями. Последние придали ей наиболее разработанную форму, откуда… …   Литературная энциклопедия

  • КАНЦОНА — КАНЦОНА, канцоны, жен. (итал. canzone песня). 1. Вокальная пьеса для одного голоса с аккомпанементом, сохраняющая национальный колорит в мелодии, ритме (муз.). Мелодичная итальянская канцона. 2. Особая форма стихотворного произведения, род… …   Толковый словарь Ушакова

  • КАНЦОНА — (итал. canzone букв. песня), 1) лирическое стихотворение о рыцарской любви в западно европейской поэзии 13 17 вв., первоначально у провансальских трубадуров. Классические образцы у Данте и Петрарки.2) Многоголосная светская песня эпохи… …   Большой Энциклопедический словарь

  • канцона — сущ., кол во синонимов: 3 • песня (161) • пьеса (47) • стихотворение (58) Словарь синонимов ASIS …   Словарь синонимов

  • Канцона — (la canzone, от латинского cantio) название старейшей формыитальянской лирики, встречающейся и в провансальской (canso) и старофранцузской (chanson) поэзии. Для неё иногда употребляется специальноеназвание Canzone Petrarchesca или Toscana, в… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Канцона — (canzone, canzona) песнь, музыкальное сочинение налирическое стихотворение. Самая старинная К. относится к VII в.; онабыла сочинена во Франции на латинские стихи, по случаю победы Клотаря IIнад саксами. В Италии этот род музыки давно… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Канцона — (ит. canzone, букв. – песня) – лирическое стихотворение о рыцарской любви в западно европейской поэзии XIII – XVII вв., первоначально у провансальских трубадуров; многоголосная светская песня эпохи Возрождения. Большой толковый словарь по… …   Энциклопедия культурологии

  • Канцона —     КАНЦОНА. Основываясь на том, что Дант назвал первою канцоною первую часть написанного терцинами «Ада» («Ад» песня XX, ст. 1 3), нельзя давать особой веры популярным учебникам, требующим от строф канцоны определенного minimum a и maximum… …   Словарь литературных терминов

  • Канцона — (итальянское canzone, буквально песня), многоголосная песня 16 в. в Италии в народном духе, близкая фроттоле, или ее инструментальное переложение. В конце 16 18 вв. инструментальная пьеса типа ричеркара, фуги (Дж. Фрескобальди, Д. Букстехуде, И.С …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «КАНЦОНА» >>